Билет №1 1.Белки, их строение и функции в организме. 2.Наследственная изменчивость как движущая сила эволюции. 3.Составьте одну из пищевых цепей питания в аквариуме. Объясните, почему в аквариуме короткие пищевые цепи. Почему аквариум нуждается в постоянном уходе? ________________________________________________________________________ Билет №2 1.Фотосинтез, его значение, Космическая роль зеленых растений. 2.Вид, его критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. 3.Решите задачу. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 1/4 потомков крылья были укорочены, а ¾ потомков имели нормальные крылья. Определите генотипы родителей и потомства с укороченными крыльями. ________________________________________________________________________________ Билет №3 1. Вирусы, их строение. Вирусы – возбудители опасных заболеваний. 2.Экологические факторы, их характеристика и влияние на организмы. 3.Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты покровной и фотосинтезирующей тканей листа. Выявите различия в их строении, назовите функции этих тканей в растительном организме. ________________________________________________________________________________ Билет №4 1.Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. 2.Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира. 3.Решите задачу. У ночной красавицы красная окраска цветка доминирует над белой. Гибриды же имеют розовую окраску. Скрестили двух гибридных особей. Какое количество (в процентах) особей с розовой окраской цветков получится в потомстве? ________________________________________________________________________________ Билет №5 1. Нуклеиновые кислоты, их виды и функции в организме. 2. Понятие об экосистемах. Цепи питания. 3. Сравните три экземпляра одного вида растения, найдите черты сходства и различия в их внешнем строении, Объясните причины различия в их строении. ________________________________________________________________________________ Билет №6 1.Углеводы и липиды, их функции в организме. 2. Генетика как наука, методы генетики. Г. Мендель – основоположник генетики. 3.Рассмотрите гербарии двух видов растений семейства Пасленовых. Опишите особенности внешнего строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения относят к одному семейству? Билет №7 1.Основные компоненты клетки, их функции. 2. Биотехнология – как современная наука, основные методы биотехнологии растений, животных и микроорганизмов. 3.Поместите в одну пробирку небольшой кусочек сырого картофеля, а в другую – кусочек вареного картофеля. Капните в обе пробирки несколько капель перекиси водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями и объясните результаты. ___________________________________________________________________________ Билет №8 1.Строение и функции хромосом. Хромосомный набор половых и соматических клеток у разных организмов. 2.Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота углерода или других элементов). 3.Решите задачу. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, а короткий ворс над длинным. Провели скрещивание черной самки и длинным ворсом с коричневым самцом и коротким ворсом. Определите генотипы родителей и потомства. ___________________________________________________________________________ Билет №9 1. Изоляция – как один из факторов эволюционного процесса. Формы, примеры. 2. История развития эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. 3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительной и животной клетки. В чем состоит сходство и различие этих клеток? ________________________________________________________________________________ Билет №10 1. Обмен веществ и превращение энергии как свойство организмов. Роль ферментов и АТФ в обмене. 2. Селекция, понятие, основные селекционные методы растений, животных и микроорганизмов. 3. Рассмотрите гербарии двух видов растений семейства Розоцветные. Опишите особенности внешнего строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения относят к одному семейству? ________________________________________________________________________________ Билет №11 1. Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории. 2. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. 3. Определите взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы: водоросли и грибы в лишайнике, лисица и заяц, лисица и волк, печеночный сосальщик и корова. К какой группе экологических факторов относят эти взаимоотношения? ___________________________________________________________________ Билет №12 1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем. 2. Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. 3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте клетку и подпишите видимые части и органоиды клетки. _____________________________________________________________ Билет №13 1. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причина и профилактика. 2. Искусственные сообщества - агроэкосистемы, роль человека в них. 3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните. ________________________________________________________________________________ Билет №14 1. Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем. 2. Размножение, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов. 3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. Нанесите на микропрепарат каплю раствора поваренной соли и вновь рассмотрите под микроскопом. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. Объясните происходящие явления. ______________________________________________________________________________ Билет №15 1. Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль. 2. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. 3. Решите задачу. У мышей длинные уши – доминантный признак, а короткие – рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотипы родителей и потомства. ___________________________________________________________________________ Билет №16 1. Оплодотворение, его значение. Особенности оплодотворения у животных. 2. Уровни организации живой природы. 3. Распределите по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня, майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений в экосистеме? ___________________________________________________________________________ Билет №17 1. Основные ароморфозы в эволюции растений. 2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные экологические проблемы. 3. Решите задачу. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Растение гороха с нормальным ростом скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: половина растений имела нормальный рост, а половина – карликовый. Определите генотипы родителей и потомков. ________________________________________________________________________________ Билет №18 1. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных. 2. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. 3. Рассмотрите несколько типов плодов различных растений (клена, одуванчика, лопуха, рябины, гороха и др.). Назовите типы плодов и признаки приспособленности к распространению семян у каждого растения. ___________________________________________________________________________ Билет №19 1. Основные признаки живого. 2. Биологический синтез белка. 3. Решите задачу. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок с коричневым мехом был получен приплод. Из них 3/4 имели коричневый мех, а 1/4 -голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным. Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства? ___________________________________________________________________________ Билет №20 1. Доказательства происхождения человека от животных. 2. Наследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. 3. Решите задачу. Женщина правша с карими глазами и нормальным зрением выходит замуж за мужчину правшу, голубоглазого и дальтоника. У них родилась дочь голубоглазая и дальтоник, а также левша. Какова вероятность того, что следующий ребёнок будет левшой и страдать дальтонизмом, если известно, что карий цвет глаз и умение владеть преимущественно правой рукой – доминантные аутосомные не сцепленные между собой признаки. Какой цвет глаз возможен у больных детей? ___________________________________________________________________________ Билет №21 1. Индивидуальное развитие организма. Стадии развития зародыша. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 2. Борьба за существование – предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за существование. 3. Решите задачу. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Какие признаки являются доминантными? Определите генотипы родителей и потомства. Билет №22 1. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. 2. Прокариотические организмы, их характеристика. 3. Рассмотрите коллекцию насекомых разных отрядов (божья коровка, оса, кузнечик, бабочка-белянка и др.). Назовите типы защитных приспособлений у каждого организма. Объясните, в результате какого направления эволюции сформировались данные приспособления? ___________________________________________________________________________ Билет №23 1. Энергетический обмен в клетке, роль митохондрий в нем. 2. Ненаследственная (модификационная) изменчивость, ее характеристика. 3. Основными структурными компонентами любой экосистемы являются растения, животные, грибы и бактерии. К каким функциональным группам относятся эти организмы? Покажите стрелками их взаимосвязи в экосистеме. ___________________________________________________________________________ Билет №24 1. Образование половых клеток у животных. Мейоз. 2. Приспособленность организмов как результат эволюции. 3. Рассмотрите гербарии мха, папоротника и цветкового растения. Перечислите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении этих растений и объясните их значение. Билет №25 1. Основные стадии антропогенеза. 2. Наследование признаков, сцепленное с полом. 3. Сравните клубень картофеля и луковицу репчатого лука. Объясните, почему их относят к видоизмененным подземным побегам.
|